13 марта в Государственной Думе прошло межведомственное заседание по вопросам незаконного онлайн-оборота алкогольной продукции на территории России.

«Несмотря на то, что в России онлайн-продажа алкоголя запрещена, за последние три месяца в национальном сегменте Интернета было опубликовано более 12 тысяч сообщений о круглосуточной продаже спиртных напитков. В целом, теневой оборот в данном сегменте оценивается примерно в 2,5 млрд рублей, и эта цифра растет примерно на 20% ежегодно», — обрисовал масштабы проблемы депутат Государственной Думы РФ Виктор Зубарев. Он также сообщил, что за последние пять лет в России было зарегистрировано почти триста тысяч случаев острых отравлений алкоголем, четверть из них – с летальным исходом: «При этом, 50-60% алкоголя, который продается в Интернете – контрафакт».

Директор Центра мониторинга алкогольной продукции в интернете «Щит» Сергей Брода детализировал, как именно действуют онлайн-бутлегеры: «Лидером по публикации предложений об онлайн-продаже алкоголя являются социальные сети, мессенджеры и сайты-однодневки».

 

«Если говорить о поисковой выдаче, в системах Яндекс и Google в Рунете существует порядка нескольких тысяч сайтов, посвященных продаже и доставке алкоголя после 23:00. Они не сильно страдают от блокировок, поскольку сборка нового сайта на основе готовых материалов занимает пару часов. Место заблокированной площадки почти сразу занимает другой», — пояснил Сергей Брода. Он отметил, что в даркнете было обнаружено порядка 700 объявлений, посвященных продаже алкоголя. «Однако почти все они связаны с поставкой оптовых закупок. В силу специфики площадки, это либо контрафактные, либо украденные с производств партии».

По его мнению, чтобы сократить масштабы онлайн-продаж суррогатного алкоголя необходимо усилить межведомственный контроль за интернет-ресурсами, публикующими контекстную рекламу: «Вы увидите множество контекстной рекламы: на Ютубе, в Яндекс и Гугл поисковиках. Если подобная реклама запрещена, почему она выскакивает и почему «фильтры» наших IT-компаний пропускают такой контекст?».

 

В качестве решения проблемы распространения контрафактной продукции исполнительный директор АНО «Сибирь» Алексей Кедринский предложил ввести в оборот новый интерактивный инструмент – Контрольный знак гарантии качества, поддержанный системой добровольной сертификации.

Он также отметил положительный опыт данной системы на примере Красноярского края: «Инструмент разработан исходя из положительного опыта Красноярского края в 2006-2014 годах. За это время в регионе не было ни одного серьезного отравления алкоголем».

Депутат Виктор Зубарев напомнил, что такая своеобразная «народная марка» будет демонстрировать поэтапное формирование продукта: «То есть мы увидим из чего именно была сделана продукция до того как попала в систему ЕГАИС – откуда, какие ингредиенты и так далее. Стоимость такой марки – меньше 2,5 рублей. Это не поднимет значительно стоимость алкоголя. Но поможет населению убеждаться в гарантии качества приобретаемой продукции».

 

Заместитель министра внутренних дел Российской Федерации Игорь Зубов также поддержал формат введения «народной марки»: «Я, например, за все возможное расширение самоконтроля. Нужна марка, региональная или межрегиональная, которая подтверждала бы дополнительное качество, служила бы определенной гарантией».