Уже более 10 лет в России законодательно запрещена продажа алкоголя через интернет-ресурсы. Однако «теневой» рынок в Сети растет и процветает. Всего за два года его оборот увеличился на 47% и составил в 2019 году свыше 2,5 миллиардов рублей. Онлайн-торговцы спиртным стали наглее, изобретательнее: группы и аккаунты в социальных сетях – уже пройденный этап. Сейчас в ходу новые форматы: мессенджеры, мобильные приложения, Instagram, Telegram, создание дополнительных доменов, чтобы в случае блокировки одного сайта можно было оперативно перейти на другой.

И дело не только в нарушении времени запрета продаж алкоголя – эти сайты работают круглосуточно. Проблема еще и в том, что подавляющее большинство онлайн-торговцев, в безудержной погоне за прибылью, продает контрафакт. Ведь в интернете его сбывать намного проще. Чем это нам грозит – понятно: только по официальным данным, за период с 2013 по 2018 год в России зарегистрировано 297’467 случаев острых отравлений алкоголем, из них 78’252 случая с летальным исходом. И на фоне заявлений Росстата о «демографической катастрофе» в стране, ситуация действительно уже выглядит критической.

Именно для противодействия этому, буквально, алкогольному беспределу в Сети мы создали нашу Организацию. Мы – сплоченная команда программистов, аналитиков и юристов, которым не безразлична судьба людей и страны. К её деятельности также привлечены известные политики и, конечно, наши партнеры – общественные движения и организации.

Наша работа не ограничивается программными методами в интернете по мониторингу и блокировке сайтов-нарушителей. Это также широкая общественная деятельность: информационные кампании в федеральных СМИ, проведение агитационных кампаний на предприятиях, разработка и распространение методичек, работа с ритейлом, и многое другое. Кстати, важно тесное взаимодействие с правоохранительными органами. В частности, для проведения, вместе с представителями МВД, общественных рейдов по выявлению и ликвидации «подпольных» точек, где как раз изготавливают опасные суррогаты, которыми потом цинично травят людей. Крепко взявшись за дело, мы нанесем ощутимый удар по деятельности беспринципных онлайн-торговцев контрафактом.

 

Методы работы с Сайтами-нарушителями

 

С тех пор, как Интернет прочно вошел в нашу жизнь, онлайн-торговля набрала такие обороты, что теперь не просто занимает огромную нишу в Сети, но даже вытесняет некогда привычные формы продаж. Однако, увидеть, что из себя реально представляет очередной новоявленный онлайн-продавец, по крайней мере, сразу, невозможно. За «красивым фасадом» торгового сайта часто скрывается неказистый грязный склад, доверху забитый контрафактом. Даже если продавцы, на первый взгляд, не мошенники – все равно, в виртуальном мире у виртуальной фирмы и сертификаты подлинности на товар «виртуальные».

А уж недобросовестность фирмы, торгующей в Сети алкоголем, может стоить покупателю не только здоровья, но и жизни, в прямом смысле. Как правило, сайты, противозаконно торгующие спиртным после 23-00 – то есть, практически, полные сутки – в разной степени «балуются» и некачественным контрафактом. Нет, они никому не желают зла. Просто, не заморачиваются по данному поводу. Для них запрет ночных продаж – это прямое упущение прибыли, а продажа по обычному прейскуранту дешевого в закупке пойла – дополнительный доход.

Правду говорят: нельзя быть честным лишь наполовину! Поэтому особый контроль нужен, в первую очередь, именно за такими сайтами. АНО «ЩИТ» проводит работу по их ликвидации в нескольких направлениях.

Сначала отслеживает в Сети сайты ночных торговцев спиртным и берет на «учет». По выявленным сайтам составляется официальный список, направляемый в Федеральную службу Росалкогольрегулирование. По ее требованию сайты из списка блокируются. Однако, не секрет, что после блокировки, подавляющее большинство сайтов вновь «возрождается» практически в неизменном виде, только по другим адресам. Тогда «ЩИТ» внимательно следит за каждым таким «онлайн-рецидивистом».

Сайты, «возрожденные» более 3-х раз, считаются «злостными нарушителями». Работа с ними переходит на другой уровень. Через коллег на местах, проводится выборочная плановая проверка товара «злостного нарушителя»: обычный сетевой заказ и сдача его в лабораторию. В зависимости от результата анализа, предпринимаются дальнейшие шаги: или очередная блокировка сайта, или передача дела уже в правоохранительные органы.

Также отслеживаются группы в социальных сетях, относящиеся к сайтам-нарушителям. При выявлении случаев отравления некачественным товаром, инцидент предается огласке. Оповещается Федеральная служба Росалкогольрегулирование и, заодно, каждый участник местной группы. Что касается непосредственно сайта, как виновника ситуации, рассматривается возможность подключения к делу правоохранительных органов.

Рано или поздно, тот кто не привык законно вести бизнес, обязательно даст осечку. И тогда, на первый взгляд, безобидная игра в «кошки-мышки» завершится полной ликвидацией сайта-нарушителя, как торговой точки, с привлечением к ответственности его организаторов и владельцев.

Просветительская работа

К сожалению, многие для себя или своих друзей и близких не видят прямой угрозы в существовании сайтов, торгующих алкогольной продукцией после 23-00. Более того, многие считают наличие этих продавцов в сети даже удобным, а методы их продаж забавными: когда на очередном таком сайте объявляется, что алкоголь они ночью не продают, но… «сдают в аренду» на безвозвратной основе, и т.п.

Однако, жизнь не зря показывает, что «немножко нарушить закон в одном месте» не получится. Как правило, прибыль перевешивает порядочность, и хохмачи, еще вчера лишь «сдающие по ночам алкоголь в аренду», уже сегодня, глядишь, потихоньку приторговывают контрафактом. Аккуратно так, начиная с более-менее «приличных подделок»: это когда «на вкус не то», но не отравишься. А потом в ход пускают уже настоящую отраву. Ведь чем дешевле закупаемая дрянь, которую выдают за полноценный напиток, тем выше барыши.

Хотя АНО «ЩИТ» видит свою задачу именно в «расчистке» сетевого пространства от недобросовестных онлайн-торговцев спиртным, с другой стороны, мы понимаем, что никто не застрахован от ночных приобретений («в аренду») крепких напитков: ситуации бывают разные. Поэтому Организация проводит разъяснительную и просветительскую работу. В частности, как отличить контрафакт от настоящего продукта – чтобы знать хотя бы основы. Что делать, если вы или ваши знакомые все-таки отравились неудачной покупкой? Какие действия предпринять для привлечения мошенников к ответу?

В широком смысле, это проведение собраний, слетов, конференций, встречи с экспертами, выпуск и раздача методичек по важным вопросам.

Если считаете данную тему важной для себя, решили не оставаться в стороне или просто «быть в теме» – следите за нашими новостями, вас ждет много полезной информации!